Использование воспитывающего воздействия сеансов гипноза при реализации алгоритмов изучения учебного материала в процессе современного обучения и самообразования в системе непрерывного образования.

Использование воспитывающего воздействия сеансов гипноза при реализации алгоритмов изучения учебного материала в процессе современного обучения и самообразования  в системе непрерывного образования.


Использование воспитывающего воздействия сеансов гипноза при реализации алгоритмов изучения

учебного материала в процессе современного обучения и самообразования в системе непрерывного образования.

Гипнотический сеанс довольно сильное средство позволяющее достичь воспитательных целей. Его применение также возможно и для повышения качества и скорости запоминания материала посредством повышения эффективности воспитательной работы. «Способн6ости к обучению в результате гипнотерапии всегда улучшаются» (2. 1). «Гипноз ускоряет процесс обучения» (2.6), «Высокая степень концентрации позволяет нам усваивать, Удерживать в памяти и воспроизводить получаемую информацию» (2.8). При применении гипноза можно проводить воспитательную работу во время обучения. При этом достаточно важным фактором является индивидуально-личностный подход при воспитании.

Сеансы гипноза можно использовать для: 1. Повышение качества восприятия, последующего запоминания и последующего сохранения учебного материала, повышение мотивации учебной деятельности, повышение уровня интереса к изучаемому материалу и самому процессу обучения, создания и усиления положительных эмоций, способствующих качественному обучению. 2. Введения в альфа-состояние во время изучения учебного материала, что приводит к повышению качества учебной работы. «Состояние гипнотического транса позволяет осуществлять процесс обучения в состоянии расслабления без внешнего давления или принуждения» (2.2). 3. Комбинированный алгоритм.

Изучающего материал, вводят в гипнотическое состояние психолог или психотерапевт. В тех случаях, когда постоянное привлечение психологов и психотерапевтов в учебный процесс, а тем более в процессе самообучения по ряду причин вызывает трудности, их могут частично заменить технические средства. Для введения в гипнотическое состояние может использоваться: 1. Аудио или аудиовизуальная запись гипнотического сеанса, воспроизводящаяся на компьютере или других средствах. 2. Использование программного средства, генерирующего соответствующий вид воздействия.

«Обучение посредством гипноза происходит в три этапа:

  1. Перед гипнотическим погружением прочитывается необходимый материал. Учитель должен убедиться, что все прочитанное понятно. Даются ответы на все возникающие вопросы.

  2. Затем учащиеся погружаются в гипнотический транс. Пока человек находится под гипнозом, информация повторяется и закрепляется с помощью аутовнушения.

  3. После того как человек выйдет из гипноза, он получает постгипнотические внушения сохранить в памяти и при необходимости воспроизвести информацию. Полезно включить внушения к успешной учебе и мотивацию к учебной деятельности.» (2.7).

Используя цитату, анализ ряда источников (Ахмедов Т.И., Брэг Р., Горин С.), а также результаты опытно-экспериментальной работы, можно предложить следующие алгоритмы изучения учебного материала с использованием гипноза.

Алгоритм 1:

1. Проводится сеанс гипноза, с целью повышения сосредоточенности в процессе изучения, повышение качества запоминания, создания более положительного отношения к изучаемому материалу и процессу обучения, повышение качества и скорости изучения материала, повышение интереса к материалу, внушение возможности легко запомнить на длительный период изучаемый материал, внушение того, что после сеанса ученик войдет в состояние суперобучения и будет буквально «впитывать» информацию, создание психологического настроя на качественное выполнение учебной работы и прочное усвоение («Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно необходимо создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала» (3.1)).

2. После гипнотического сеанса сразу же начинается обучение, которое может проводиться по любому заранее выбранному методу или технологии обучения наиболее подходящей для данного алгоритма и типу изучаемого материала.

3. По окончании обучения проводится второй гипнотический сеанс, целью которого является повышение качества усвоения, переработки, сохранения в длительном периоде изученного материала. Во время этого сеанса ученику внушается, что он сохранит изученный материал в долговременной памяти, при необходимости сможет его легко вспомнить и применить.

4. По окончании сеанса выделяется время для отдыха и удовлетворения нужд организма. По окончании промежутка времени отведенного для отдыха процесс обучения можно продолжить по описанному алгоритму.

Гипноз в данном случае используется для создания положительного настроя человека на качественное обучение, введение в состояние повышенного запоминания, обучаемости, усвоения материала, а также качественного сохранения изученного материала в долговременном периоде.

При использовании описанного алгоритма можно на гипнотических сеансах использовать любую необходимую наиболее оптимальную глубину погружения. Так как новый материал будет изучаться не во время сеанса а по его окончании или после изучения и явление постгипнотической амнезии, которое может наблюдаться при глубоком гипнозе, не повлияет на качество запоминания.

Время необходимое на гипнотические сеансы выбирается исходя из индивидуальных особенностей обучающегося, его внушаемости, уровня развития, мобильности, гендерных, возрастных и других индивидуально–личностных и соматических особенностей.

Для примера изучения материала при использовании описанного алгоритма изучения, можно привести следующий алгоритм: 1. В течение 10 минут проходит первый сеанс гипноза. 2. В течение 30 минут происходит изучение материала по выбранному методу или технологии обучения. 3. В течение 10 минут проходит сеанс гипноза. 4. В течение следующих 10 минут происходит отдых и удовлетворение естественных нужд организма.

При использовании алгоритма 1, во время отведенное на изучения материала могут применяться любые как активные так и пассивные формы обучения и материал любой сложности, так как непосредственно во время изучения материала, человек не находится в особом состоянии сознания.

В качестве альтернативного способа изучения учебного материала с помощью гипноза можно предложить следующий: введение в альфа-состояние на время изучения учебного материала («Состояние сознания, вызывающее «всплеск» творчества и физическое расслабление, когда не только уменьшается уровень стресса, но у некоторых людей наступает состояние легкого гипноидального транса» (2.4)):

Алгоритм 2: (алгоритм изучения учебного материала с использованием альфа-состояния):

1. Использование гипнотического воздействия с целью введения в альфа-состояние.

2. Изучение материала в альфа-состоянии, и поддержание этого состояния в течение всего процесса обучения.

3. Воздействие с целью выведения из альфа-состояния.

4. Отдых.

В связи с тем, что при использовании описанного алгоритма изучения материала собственно обучение происходит в особом состоянии сознания, необходимо контролировать глубину погружения и не погружаться глубже альфа-состояния в связи с возможностью появления после достаточно глубокого гипноза явления постгипнотической амнезии и как следствие неэффективного запоминания изученного материала.

Время, затрачиваемое на каждый пункт алгоритма выбирается в результате индивидуальной диагностики, в зависимости от степени внушаемости и возможности изучающего с определенной скоростью погружаться в альфа-состояние.

Можно привести следующий пример: 1. 10 минут затрачивается на погружение в альфа-состояние. 2. В течении следующих 30 минут происходит изучение материала. 3. После изучения 2 минуты затрачивается на выведение из альфа-состояния. 4. После выведения из альфа-состояния 10 минут используется для отдыха и удовлетворения естественных нужд организма.

Во время изучения материала по описанному алгоритму необходимо учитывать что человек находится в особом состоянии сознания из которого может легко выйти. Для поддержания альфа-состояния желательно свести к минимуму передвижения тела и частей тела обучающегося человека и любую физическую работу.

На современном этапе развития техники достаточно эффективным средством, которое можно применять при изучении по описанному алгоритму является компьютер, для перелистывания страниц здесь достаточно передвижений указательного пальца при взаимодействии со средствами введения информации. Процесс смены страниц и обновления информации можно и автоматизировать.

Как выяснилось в ходе опытно-экспериментальной работы, эффективным оказывается использование чтения с экрана монитора, на который на определенный кратковременный промежуток времени последовательно выводятся слова или части текста, используемое при развитии навыков скорочтения. Данный способ изучения материла достаточно эффективен, в связи с тем, что не требует, физических манипуляций и передвижений зрачков глаз, чем делает возможным комфортное изучение материала в альфа-состоянии и позволяет точно рассчитывать и планировать скорость выведения и усвоения информации. При использовании описанного алгоритма более качественно изучается несложный материал, не требующий глубокого обдумывания для понимания, лучше гуманитарного направления.

При изучении материала по описанным алгоритмам можно с учетом специфики описанных алгоритмов во время отведенное на изучение материала использовать различные другие алгоритмы изучения учебного материала.

Аудио и аудиовизуальная запись, которая может использоваться при реализации описанных алгоритмов обучения, может представлять из себя цельный, содержащий все пункты алгоритма изучения сигнал, который будет воспроизводиться на компьютере, музыкальном центре или других устройствах во время обучения, выступая в качестве средства воздействия на обучающегося и контроля процесса обучения.

Программное средство, используемое в описанном алгоритме изучения, может работать по следующему алгоритму:

1. В зависимости от выбора алгоритма и соответствующих записей посредством выбора или введения данных в меню настроек программы осуществятся пользователем индивидуальный выбор затрачиваемого времени, вида погружения и др. После чего программа просто воспроизводит соответствующую запись, выбирая ее, автоматически в соответствии с настройками пользователя.

2. После чего программа автоматически, в соответствии с настройками выбранными пользователем, засекает время, затрачиваемое на изучение учебного материала. Во время изучения программа может проигрывать музыку или определенные звуки в зависимости от вида алгоритма изучения, состояния человека и др.

3. После изучения материала программа начинает проигрывать запись, осуществляющую выведение человека из альфа-состояния при использовании алгоритма 1, и второго сеанса гипноза при использовании алгоритма 2.

4. После чего засекается время, выделенное для отдыха и удовлетворения нужд организма.

5. После чего алгоритм повторения или останавливается работа в соответствии с настройками пользователя.

Благодаря тому, что в момент гипнотического воздействия человек не воспринимает изучаемый материал а фактически находится в состоянии релаксации и покоя, он фактически находится в состоянии отдыха и подсознательной переработки изученного учебного материала. Следовательно использование описанных алгоритмов приводит к значительному снижению утомляемости. Поэтому описанные алгоритмы изучения можно эффективно применять в ситуациях, когда необходимо изучить большой объем материала в ограниченные сроки, например во время экзаменационной сессии, при подготовке к важным выступлениям. Использование гипноза в описанных алгоритмах помогает эффективно снимать напряжение и нервозность, что особенно актуально при подготовке и сдаче важных экзаменов («Эксперимент убедил меня в эффективности гипнотерапии как способа снятия напряжения» (2.3), «гипноз … действует успокаивающе на эмоционально неуверенного ученика» (2.5)).

При достаточно частом использовании описанных алгоритмов возможно постепенное увеличение гипнабельности изучаемого. «На восприимчивость к особым состояниям сознания, несомненно, влияет частота вхождения в них. Так, если на первых сеансах вхождение удавалось с трудом (или с незначительным эффектом) либо не удавалось вообще, то после многократного повторения можно достигнуть более выраженной глубины, так как с каждым разом пациент учится устранять моменты, затрудняющие вхождение в гипноз (посторонние и критические мысли, боязливость, чрезмерное напряженное ожидание и т.п.).» (1.1). Благодаря этому качество и скорость работы со временем растет. Поэтому возможно постепенное увеличение процента времени затрачиваемое на изучение и уменьшение процента времени затрачиваемого на сеансы гипноза и введения и выведения из особых состояний сознания. В связи с этим при использовании описанных алгоритмов обучения необходимо проводить регулярную диагностику и своевременную коррекцию времени, затрачиваемого на тот или иной пункт алгоритма, в соответствии с изменениями обучающегося с целью оптимизации, рационализации и повышения качества процесса обучения.

Литература: 1. Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 608 с. 1) стр. 220. 2. Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»). 1) стр. 272. 2) стр. 272. 3) стр. 107. 4) стр. 108. 5) стр. 262.6) стр. 262. 7) стр. 263. 8) стр. 262. 3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. 1) стр. 278.


Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник для цитирования: Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: Материалы международной научно-практической конференции (Смоленск, 2006 г.). Часть 2 – Смоленск: СмолГУ, 2006. – С. 139-144.


Народные новости