Использование воздействия сеансов гипноза при реализации алгоритмов изученияучебного материала в процессе самообразования старшеклассников (школа)

Использование воздействия сеансов гипноза при реализации алгоритмов изученияучебного материала в процессе самообразования старшеклассников (школа)

Использованиевоздействия сеансов гипноза при реализации алгоритмов изученияучебного материала в процессе самообразования старшеклассников(школа)

Гипнотический сеанс достаточно сильное средствопозволяющее достичь воспитательных целей. Его применение такжевозможно и для повышения качества и скорости запоминания материалапосредством повышения эффективности воспитательной работы.«Способности к обучению в результате гипнотерапии всегдаулучшаются»43.«Гипноз ускоряет процесс обучения»44,«Высокая степень концентрации позволяет нам усваивать,Удерживать в памяти и воспроизводить получаемую информацию»45.При применении гипноза можно проводить воспитательную работу во времяобучения. При этом достаточно важным фактором являетсяиндивидуально-личностный подход при воспитании.

Сеансы гипноза можно использовать для: 1. Повышениекачества восприятия, последующего запоминания и последующегосохранения учебного материала, повышение мотивации учебнойдеятельности, повышение уровня интереса к изучаемому материалу исамому процессу обучения, создания и усиления положительных эмоций,способствующих качественному обучению. 2. Введения в альфа-состояниево время изучения учебного материала, что приводит к повышениюкачества учебной работы. «Состояние гипнотического трансапозволяет осуществлять процесс обучения в состоянии расслабления безвнешнего давления или принуждения»46.

Для введения в гипнотическое состояние можетиспользоваться:

1. Аудио или аудиовизуальная запись гипнотическогосеанса, воспроизводящаяся на компьютере или других средствах.

2. Программные средства, генерирующие соответствующийвид воздействия.

«Обучение посредством гипноза происходит в триэтапа:

Перед гипнотическим погружением прочитываетсянеобходимый материал. Учитель должен убедиться, что все прочитанноепонятно. Даются ответы на все возникающие вопросы.

Затем учащиеся погружаются в гипнотический транс. Покачеловек находится под гипнозом, информация повторяется и закрепляетсяс помощью аутовнушения.

После того как человек выйдет из гипноза, он получаетпостгипнотические внушения сохранить в памяти и при необходимостивоспроизвести информацию. Полезно включить внушения к успешной учебеи мотивацию к учебной деятельности»47.

Используя цитату, анализ ряда источников (Ахмедов Т.И.,Брэг Р.,ГоринС.), а также результаты опытно-экспериментальной работы, можно предложитьследующие алгоритмы изучения учебного материала с использованиемгипноза.

Алгоритм 1:

1. Проводится сеанс гипноза, с целью повышениясосредоточенности в процессе изучения, повышение качествазапоминания, создания более положительного отношения к изучаемомуматериалу и процессу обучения, повышение качества и скорости изученияматериала, повышение интереса к материалу, внушение возможности легкозапомнить на длительный период изучаемый материал, внушение того, чтопосле сеанса ученик войдет в состояние суперобучения и будетбуквально «впитывать» информацию, созданиепсихологического настроя на качественное выполнение учебной работы ипрочное усвоение («Приступая к подготовке домашних заданий,обязательно необходимо создать психологический настрой на ихаккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала»48).

2. После гипнотического сеанса сразу же начинаетсяобучение, которое может проводиться по любому заранее выбранномуметоду или технологии обучения наиболее подходящей для данногоалгоритма и типу изучаемого материала.

3. По окончании обучения проводится второй гипнотическийсеанс, целью которого является повышение качества усвоения,переработки, сохранения в длительном периоде изученного материала. Вовремя этого сеанса ученику внушается, что он сохранит изученныйматериал в долговременной памяти, при необходимости сможет его легковспомнить и применить.

4. По окончании сеанса выделяется время для отдыха иудовлетворения нужд организма. По окончании промежутка времениотведенного для отдыха процесс обучения можно продолжить поописанному алгоритму.

Гипноз в данном случае используется для созданияположительного настроя человека на качественное обучение, введение всостояние повышенного запоминания, обучаемости, усвоения материала, атакже качественного сохранения изученного материала в долговременномпериоде.

При использовании описанного алгоритма можно нагипнотических сеансах использовать любую необходимую наиболееоптимальную глубину погружения. Так как новый материал будетизучаться не во время сеанса а по его окончании или после изучения иявление постгипнотической амнезии, которое может наблюдаться приглубоком гипнозе, не повлияет на качество запоминания.

Время необходимое на гипнотические сеансы выбираетсяисходя из индивидуальных особенностей обучающегося, его внушаемости,уровня развития, мобильности, гендерных, возрастных и другихиндивидуально–личностных и соматических особенностей.

Для примера изучения материала при использованииописанного алгоритма изучения, можно привести следующий алгоритм: 1.В течение 10 минут проходит первый сеанс гипноза. 2. В течение 30минут происходит изучение материала по выбранному методу илитехнологии обучения. 3. В течение 10 минут проходит сеанс гипноза. 4.В течение следующих 10 минут происходит отдых и удовлетворениеестественных нужд организма.

При использовании алгоритма 1, во время отведенное наизучения материала могут применяться любые как активные так ипассивные формы обучения и материал любой сложности, так какнепосредственно во время изучения материала, человек не находится вособом состоянии сознания.

В качестве альтернативного способа изучения учебногоматериала с помощью гипноза можно предложить следующий: введение вальфа-состояние на время изучения учебного материала («Состояниесознания, вызывающее «всплеск» творчества и физическоерасслабление, когда не только уменьшается уровень стресса, но унекоторых людей наступает состояние легкого гипноидального транса»49):

Алгоритм 2: (алгоритм изучения учебного материала сиспользованием альфа-состояния):

1. Использование гипнотического воздействия с цельювведения в альфа-состояние.

2. Изучение материала в альфа-состоянии, и поддержаниеэтого состояния в течение всего процесса обучения.

3. Воздействие с целью выведения из альфа-состояния.

4. Отдых.

В связи с тем, что при использовании описанногоалгоритма изучения материала собственно обучение происходит в особомсостоянии сознания, необходимо контролировать глубину погружения и непогружаться глубже альфа-состояния в связи с возможностью появленияпосле достаточно глубокого гипноза явления постгипнотической амнезиии как следствие неэффективного запоминания изученного материала.

Время, затрачиваемое на каждый пункт алгоритмавыбирается в результате индивидуальной диагностики, в зависимости отстепени внушаемости и возможности изучающего с определеннойскоростью погружаться в альфа-состояние.

Можно привести следующий пример: 1. 10 минутзатрачивается на погружение в альфа-состояние. 2. В течении следующих30 минут происходит изучение материала. 3. После изучения 2 минутызатрачивается на выведение из альфа-состояния. 4. После выведения изальфа-состояния 10 минут используется для отдыха и удовлетворенияестественных нужд организма.

Во время изучения материала по описанному алгоритмунеобходимо учитывать что человек находится в особом состояниисознания из которого может легко выйти. Для поддержанияальфа-состояния желательно свести к минимуму передвижения тела ичастей тела обучающегося человека и любую физическую работу.

На современном этапе развития техники достаточноэффективным средством, которое можно применять при изучении поописанному алгоритму является компьютер, для перелистывания страницздесь достаточно передвижений указательного пальца при взаимодействиисо средствами введения информации. Процесс смены страниц и обновленияинформации можно и автоматизировать.

Как выяснилось в ходе опытно-экспериментальной работы, эффективным оказывается использование чтения с экрана монитора, накоторый на определенный кратковременный промежуток временипоследовательно выводятся слова или части текста, используемое приразвитии навыков скорочтения. Данный способ изучения материладостаточно эффективен, в связи с тем, что не требует, физических манипуляций и передвижений зрачков глаз, чем делает возможнымкомфортное изучение материала в альфа-состоянии и позволяет точнорассчитывать и планировать скорость выведения и усвоения информации.При использовании описанного алгоритма более качественно изучаетсянесложный материал, не требующий глубокого обдумывания для понимания,лучше гуманитарного направления.

При изучении материала по описанным алгоритмам можно сучетом специфики описанных алгоритмов во время отведенное наизучение материала использовать различные другие алгоритмы изучения учебного материала.

Аудио и аудиовизуальная запись, которая можетиспользоваться при реализации описанных алгоритмов обучения, можетпредставлять из себя цельный, содержащий все пункты алгоритмаизучения сигнал, который будет воспроизводиться на компьютере,музыкальном центре или других устройствах во время обучения, выступаяв качестве средства воздействия на обучающегося и контроля процессаобучения.

Программное средство, используемое в описанном алгоритмеизучения, может работать по следующему алгоритму:

1. В зависимости от выбора алгоритма и соответствующихзаписей посредством выбора или введения данных в меню настроекпрограммы осуществятся пользователем индивидуальный выборзатрачиваемого времени, вида погружения и др. После чего программапросто воспроизводит соответствующую запись, выбирая ее,автоматически в соответствии с настройками пользователя.

2. После чего программа автоматически, в соответствии снастройками выбранными пользователем, засекает время, затрачиваемоена изучение учебного материала. Во время изучения программа можетпроигрывать музыку или определенные звуки в зависимости от видаалгоритма изучения, состояния человека и др.

3. После изучения материала программа начинаетпроигрывать запись, осуществляющую выведение человека изальфа-состояния при использовании алгоритма 1, и второго сеансагипноза при использовании алгоритма 2.

4. После чего засекается время, выделенное для отдыха иудовлетворения нужд организма.

5. После чего алгоритм повторения или останавливаетсяработа в соответствии с настройками пользователя.

Благодаря тому, что в момент гипнотического воздействиячеловек не воспринимает изучаемый материал а фактически находится всостоянии релаксации и покоя, он фактически находится в состоянииотдыха и подсознательной переработки изученного учебного материала.Следовательно использование описанных алгоритмов приводит кзначительному снижению утомляемости. Поэтому описанные алгоритмыизучения можно эффективно применять в ситуациях, когда необходимоизучить большой объем материала в ограниченные сроки, например вовремя экзаменационной сессии, при подготовке к важным выступлениям.Использование гипноза в описанных алгоритмах помогает эффективноснимать напряжение и нервозность, что особенно актуально приподготовке и сдаче важных экзаменов («Эксперимент убедил меня вэффективности гипнотерапии как способа снятия напряжения»50,«гипноз … действует успокаивающе на эмоциональнонеуверенного ученика»51).

При достаточно частом использовании описанных алгоритмоввозможно постепенное увеличение гипнабельности изучаемого. «Навосприимчивость к особым состояниям сознания, несомненно, влияетчастота вхождения в них. Так, если на первых сеансах вхождениеудавалось с трудом (или с незначительным эффектом) либо не удавалосьвообще, то после многократного повторения можно достигнуть болеевыраженной глубины, так как с каждым разом пациент учится устранятьмоменты, затрудняющие вхождение в гипноз (посторонние и критическиемысли, боязливость, чрезмерное напряженное ожидание и т.п.)»52.Благодаря этому качество и скорость работы со временем растет.Поэтому возможно постепенное увеличение процента временизатрачиваемого на изучение и уменьшение процента временизатрачиваемого на сеансы гипноза и введения и выведения из особыхсостояний сознания. В связи с этим при использовании описанныхалгоритмов обучения необходимо проводить регулярную диагностику исвоевременную коррекцию времени, затрачиваемого на тот или иной пункталгоритма, в соответствии с изменениями, с целью оптимизации,рационализации и повышения качества результатов процесса обучения.


1

И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год стр.274.

2

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб:Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).

3Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.

4Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.274.

5Основы общей психологии. С.Л.Рубинштейн С-П,Москва, Харьков, МинскПИТТЕР 2002. стр.276.

6Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

7Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

8Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.153.

9Психология и педагогика. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С,И.РозумС-П,Москва, Харьков, Минск ПИТТЕР 2000. стр 90.

10Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

11Ваша Память. Руководство по трунеровке и развитию. Алан БэдделиЭКСМО-ПРЕСС 2001. Стр.123.

12Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.105.

13Супер-память. Как быстро добиться серьезных успехов в развитиипамяти. Тони Бьюзен ПОПУРИ Минск 2003. Стр.90.

14Как улучшить память. автор составитель А.Е.Польский Минск ХАРВЕСТ2002год. стр.104.

15Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. Стр.152.

16Педагогика. И.П.Подласый Москва ВЛАДИС 2000. стр.451.

17Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.160.

18С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» С-П,Москва,Харьков, Минск ПИТТЕР 2002. стр.284.

19Алан Бэддели «Ваша Память. Руководство по трунеровке иразвитию» ЭКСМО-ПРЕСС 2001. стр80.

20«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.102.

21«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

22Тони Бьюзен «Супер-память. Как быстро добиться серьезныхуспехов в развитии памяти» ПОПУРИ Минск 2003. стр.90.

23И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр.278-279

24Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.239.

25Э.В.Минько, А.Э.Минько «Ускоренное конспектирование и чтение» » Москва, С-П, Нижний Новгород, Воронеж,Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Киев, Харьков, Минск ПИТТЕР2003. стр.118.

26«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.105.

27«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр180.

28И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.280.

29Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 . стр.238-239.

30Р.С.Немов «Психология» том 1 Москва ВЛАДИС 2001 .стр.240.

31И.Ф.Харламов «Педагогика» Москва ЮРИСТЪ 1997 год.стр278.

32«Как улучшить память» автор составитель А.Е.ПольскийМинск ХАРВЕСТ 2002год. стр.65.

33Р.С. Немов Психология. – М.: ВЛАДИС, 2001.

34В.Г. Крысько Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Мн.:Харвест, М.: АСТ, 2000.- 384с. – (Библиотека практическойпсихологии). 235 с.

35Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. Стр. 451.

36Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил. С. 446.

37С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

38Минько Э.В., Минько А.Э. Ускоренное конспектирование и чтение. –СПб.: Питер, 2003.- 128с.: ил. С. 29.

39Андрианов В.И. Десятипальцевый метод печати на компьютере. –СПб.: Питер. 2004. – 64с.: ил.

40Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. С. 254.

41Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

42Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 226.

43Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

44Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

45Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

46Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

47Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 263.

48Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб.И доп. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с. стр. 278.

49Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

50Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

51Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

52Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 608 с. стр. 220.

53Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство«Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии»).

54Педагогика. И.Ф.Харламов Москва ЮРИСТЪ 1997 год. стр.153.

55С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии.-М.: ПИТЕР, 2002. с.275

56Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. с. 220.

57Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 272.

58Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

59Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262.

60Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 108.

61Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 107.

62Коуплан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб.: Питер,2001. – 288 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»).стр. 262

63Патрик К. Портер «Разбуди в себе гения» Минск ПОПУРИ2002. стр.222.



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович (ранняя научная статья, до получения окончательного профессионального образования)

Картинка для анонса: 

Возврат к списку



Последние новости

Рейтинг@Mail.ru